На примере работ компании "Рококо" (www.rokoko.ru) - нашего давнего партнера - хорошо видно, каких высот архитектурной выразительности можно достичь при помощи стеклофибробетона.
"Рококо" входит в объединение мастерских выдающегося скульптора Вячеслава Котова. За свою многолетнюю историю компания сотрудничала с такими организациями, как Русская православная церковь, Управление делами Президента, ФСО, ГазПром, Русал (Базовый элемент), Штрабаг (Strabag), СУ-155, Маршал Капитал (Marshall Capital), СибУглеМет, МИАН и многими другими. Создание архитектурного фасадного декора - визитная карточка "Рококо". На фотографиях представлен один из наиболее ярких примеров профессионализма в области создания изделий из СФБ - потрясающий лепной фасад в классическом стиле. Совместная работа скульптора Котова В. и архитектора Бархина Д.Б. над этим шедевром заняла более 2-х лет.
Лепной декор из СФБ от компании "Рококо" |
Интервью со скульптором Вячеславом Котовым.
17 июня 2013 года в подмосковном Переделкино был открыт Собор Святого Благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского. Основные работы вела «Балтийская Строительная Компания». Большой вклад в строительство храма внесла компания «Рококо». О том, как строился храм, и с какими трудностями приходилось сталкиваться, рассказал основатель компании «Рококо», скульптор Вячеслав Котов.
Вячеслав, расскажите, какое участие принимали Вы, ваша компания в строительстве Собора Святого Благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского?
Мы делали барабаны под куполами, карнизы, панно, занимались интерьером. В процессе работы мы придумали собственную технологию, она называется «несъемная опалубка». То есть мы выставляли свои изделия, уже готовые, и изнутри проливали бетоном, делали монолит. Таким образом создавались барабаны под купола.
Сколько времени строился храм?
Примерно два года. Зимой было освещение колоколов, тогда уже стены были, а сейчас храм уже открыт для прихожан.
Вы сами придумывали декоративные элементы, или следовали готовому проекту?
Архитектор придумал проект, поставил задачу. В данном случае он даже сделал деталировку. Но не все, что можно нарисовать на бумаге, можно сделать и в объеме, поэтому мы все равно предлагали свои варианты, находили компромисс с архитектором.
Какие основные строительные материалы вы использовали при работе?
В основном, стеклофибробетон и гипс. В храме много элементов из керамики, мозаика и прочее – это делала уже другая компания.
За Ваш большой вклад в строительство храма Вы получили награду храмостроителя. Расскажите что это за награда?
Да, я получил награду и грамоту. А сейчас еще на храме установлена памятная доска, там упоминаются имена строителей, в том числе там и мое имя есть.
В ряду других Ваших проектов, какой по сложности этот?
Трудно сказать. Здесь нельзя говорить о сверхъестественной сложности, здесь скорее надо говорить об ответственности. Потому что когда строишь какой-то гражданский объект, например, жилой дом, или общественное здание, согрешить можно (смеется). А когда строишь храм, ответственность уже совсем другая. Надо отдать должное и рабочим, которые тоже все это осознавали. И это не громкие слова, было действительно так. Мне никого не приходилось уговаривать. Перед открытием храма, мы ушли оттуда в четыре утра, а в девять часов была уже торжественная часть. Это все было на таком энтузиазме, я смолоду, наверное, так не работал. Ладно еще, когда у тебя одного энтузиазм, но когда большой коллектив, и весь на такой ноте, на кураже делает все, это дорого стоит. И получилось все действительно хорошо, без брака.
Расскажите, пожалуйста, как освещался храм.
Храм освещался поэтапно. Я, к сожалению, не присутствовал на заложении первого камня, потому что нашу компанию подключили уже когда настал момент декорирования, но знаю, что сначала было выбрано место, заложен первый камень. Его освещал еще Патриарх Алексий. Я присутствовал на освещении колоколов, мы тогда уже работали в полном разгаре. И вот сейчас храм был освещен полностью. Это было торжественное, длительное событие, продолжалось оно около трех часов. Мне это очень запомнилось. И тут надо особо подчеркнуть личность Патриарха Кирилла, потому что он великолепный оратор, великолепный человек, не случайно его так единогласно выбрали на его великую должность.
Освещение храма состояло из трех частей. Первая – это церковная, вторая – гражданская проповедь, которую Патриарх говорил не на старославянском языке, а на русском, доходчиво рассказывал о роли церкви раньше и сейчас, об отношении к церкви раньше и сейчас. И последняя его речь была уже в трапезной, когда все награды были вручены. В этой речи Патриарх упомянул футболистов, которые «успешно» проиграли, сравнив их со строителями, у которых была цель и стремление к победе, чего не было у футболистов, и они пришли к этой цели. И вот такими простыми, доходчивыми примерами Патриарх Кирилл вдохновил на новые деяния.
Сейчас оглядываясь назад, Вы бы взялись за эту работу?Я бы взялся, даже с большим энтузиазмом, потому что для меня это было первое духовное здание, не приходилось раньше работать в таком древнерусском, византийском стиле. Поэтому сейчас бы уже с определенными наработками получилось получше и побыстрее все. Более активное взаимодействие было бы с руководством Балтийской строительной компании и с архитекторами. Может быть, не было бы уже никаких форс-мажоров.
А какие были форс-мажоры?
Все подрядчики вроде работали, но на каком-то этапе вдруг выяснилось, что существует провал, некая компания не успевает сделать интерьер. И нам предложили доделать эту работу. Последние две недели мы там практически жили. Я не хочу никак свою роль преувеличить, потому что стройка все-таки дело тоже живое, но возникли такие обстоятельства и мы с ними справились.
Расскажите, какие планы на будущее у компании «Рококо»?
Сейчас всерьез думаем заниматься реставрацией Новоиерусалимского храма. Он огромный, всё мы, конечно, сделать не сможем в сжатые сроки, но какую-то часть сделаем. Внесем свою лепту в это дело реставрации.
Интервью со скульптором Вячеславом Котовым (компания "Рококо") |
Благодарим компанию "Рококо" за предоставленные фотоматериалы.